Проект
Разработано "Эколайн"
© Эколайн 1998
Настоящий проект разработан для субъектов Российской Федерации и может использоваться в качестве модельного при разработке нормативных документов регионального уровня.
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Цели и задачи
Положения
Основные определения
Проведение общественных
слушаний
Участники и объекты общественных слушаний
Порядок подготовки и проведения общественных слушаний
Документирование результатов общественных слушаний
Использование результатов общественных слушаний
Финансирование общественных слушаний
Целью настоящего Положения является регламентация общественных слушаний, проводимых с целью обсуждения возможных экологических последствий намечаемой хозяйственной деятельности на прединвестиционной стадии и ранних стадиях инвестиционного процесса (в период подготовки предпроектной и проектной документации).
Положение предназначено для:
органов местного самоуправления;
заказчиков и разработчиков предпроектной и проектной документации.
граждан, общественных организаций и объединений, участвующих или желающих участвовать в обсуждении возможных экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий намечаемой деятельности;
контролирующих и надзорных органов в области охраны окружающей природной среды.
Положение основано на принципах обеспечения прав граждан на своевременное получение достоверной и полной информации о состоянии окружающей среды и на участие в принятии решений, затрагивающих их право на благоприятную окружающую среду.
Положение составлено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Общественность, заинтересованная экологическими последствиями намечаемой деятельности - (далее - "заинтересованная общественность") - физические или юридические лица, интересы которых прямо или косвенно затронуты экологическими последствиями намечаемой хозяйственной и иной деятельности или выразившие свой интерес к экологическим последствиям намечаемой деятельности.
Общественные слушания - один из механизмов согласования интересов различных групп, выражающих заинтересованность в решении той или иной проблемы, представляющей общественный интерес. Общественные слушания проводятся с целью:
выявления и обсуждения проблемы, представляющей общественный интерес;
определения всех сторон, заинтересованных в ее решении;
фиксации позиций каждой из заинтересованных сторон и выработки взаимоприемлемых путей ее решения.
Общественные слушания предполагают равную для всех заинтересованных сторон возможность высказать свое аргументированное мнение по обсуждаемому вопросу на основе знакомства с документальной информацией, имеющей отношение к обсуждаемому вопросу и не содержащей конфиденциальных сведений.
Проведение общественных слушаний рекомендуется для проектов, входящих в список экологически наиболее опасных видов деятельности и представляющих особый интерес для общественности, перечисленных в Приложении к настоящему Положению, а также объектов, в связи с реализацией которых возможно возникновение социальной напряженности.
Участниками общественных слушаний об экологических последствиях намечаемой хозяйственной деятельности являются:
инициатор намечаемой деятельности (далее - заказчик), инвестор, разработчик проектной документации;
органы местного самоуправления, Администрация, государственные надзорные и контролирующие органы;
заинтересованная общественность, в том числе представители общественных организаций.
Общественные слушания могут быть организованы по инициативе заказчика, органов местного самоуправления или общественных организаций (объединений).
Организатором общественных слушаний об экологических последствиях намечаемой деятельности является заказчик предпроектной (проектной) документации. К организации общественных слушаний могут быть привлечены органы местного самоуправления, административные органы субъектов Федерации, территориальные государственные органы в области охраны окружающей среды, общественные организации и объединения.
Объектом общественных слушаний о возможных экологических последствиях намечаемой хозяйственной деятельности является предпроектная и проектная документация. В том случае, если документация содержит конфиденциальные сведения, заказчик готовит для проведения общественных слушаний отдельный документ (доклад), содержащий материалы оценки воздействия на окружающую среду в объеме, достаточном для экспертного анализа этих материалов, и не содержащий конфиденциальной информации. Также рекомендуется подготовка краткого изложения документа, являющегося объектом слушаний, выполненного нетехническим языком и доступного для восприятия неспециалистом.
Общественные слушания включают в себя: подготовку и распространение информации для общественности о готовящемся проекте и его возможных экологических последствиях, предоставление общественности объекта общественных слушаний для ознакомления и внесения замечаний, предложений, дополнений по готовящемуся проекту, проведение серии встреч заинтересованных сторон, обсуждение внесенных замечаний и предложений по изменению проектных решений, при необходимости - составление согласительного документа.
Общественные слушания об экологических последствиях намечаемой деятельности рекомендуется проводить поэтапно. Этапы проведения общественных слушаний, задачи, решаемые на каждом из них и обсуждаемые документы определяются стадиями проектирования. В общем случае рекомендуются следующие этапы проведения общественных слушаний:
Обсуждение целесообразности реализации проекта и возможных альтернатив.
Задачи данного этапа - информирование общественности о начале подготовки проекта,
выявление заинтересованных сторон и степени их обеспокоенности, обсуждение
альтернативных подходов, составление программы согласования проекта с общественностью.
Обсуждаемый документ - декларация (ходатайство) о намерениях.
Обсуждение места размещения объекта и возможных альтернатив.
Задачи этапа - обсуждение принципиальных подходов к реализации проекта и возможных
площадок для размещения, установление моментов согласия и фиксация разногласий
сторон, поиск компромиссных решений.
Обсуждаемый документ - ТЭО инвестиций (или обоснование места размещения объекта)
Обсуждение основных проектных решений и его возможных экологических последствий.
Задачи этапа - обсуждение основных проектных решений и возможных экологических
последствий.
Обсуждаемый документ - технико-экономическое обоснование или проект
В зависимости от потенциальной экологической опасности проекта и его социальной конфликтности возможно сокращение программы общественных слушаний. При подготовке общественных слушаний заказчик обязан:
Уведомить органы местного самоуправления о предстоящих общественных слушаниях;
Объявить о начале подготовки общественных слушаний путем публикации в региональных средствах массовой информации не позднее, чем за 1 месяц до их проведения, рекомендуется использование более чем одного средства распространения информации;
Организовать доступ заинтересованных граждан к обсуждаемому документу;
Организовать сбор, протоколирование и анализ замечаний и предложений по проекту, а также ответы на поступившие вопросы.
Рекомендуется к проведению слушаний подготовить краткое изложение замечаний и предложений, высказанных сторонами, а также вносимых на их основе изменений, обосновывая характер и объем таких изменений. При проведении общественных слушаний организатор слушаний обязан:
Предоставить возможность изложить свою точку зрения, замечания и рекомендации по обсуждаемому документу всем заинтересованным сторонам;
Организовать ведение протокола (стенограммы) слушаний.
В случае, если в ходе слушаний согласие между сторонами по существенным обсуждаемым вопросам не достигнуто, заказчик обязан:
фиксировать содержание существующих разногласий сторон;
информировать участников слушаний и других заинтересованных лиц о дальнейших мерах, которые заказчик намерен предпринять для достижения согласия по данным вопросам.
По результатам слушаний заказчик обязан:
Внести на основе поступивших обоснованных замечаний и рекомендаций изменения в проект, а также изложить характер и объем таких изменений в открытом и доступном заинтересованной общественности документе.
Основными документами общественных слушаний являются:
Обсуждаемый документ;
Список поступивших вопросов и замечаний и ответы на них;
Протокол общественных слушаний;
Итоговый документ общественных слушаний с фиксацией позиций сторон и имеющихся разногласий;
Список изменений, внесенных в проект по результатам общественных слушаний.
Итоговый документ общественных слушаний представляется:
в органы местного самоуправления и/или Администрацию;
в государственные специально уполномоченные органы в области экологической экспертизы (в составе прочих материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу);
в общественные организации.
Рекомендуется публикация итогового документа общественных слушаний в средствах массовой информации. Документы общественных слушаний могут быть использованы по своему усмотрению:
заказчиком и инициатором общественных слушаний;
органами местного самоуправления, Администрацией, государственными контролирующими и надзорными органами;
общественными организациями, инициативными группами, населением.
Финансирование общественных слушаний об экологических последствиях намечаемой хозяйственной и иной деятельности осуществляется за счет заказчика. Возможно также привлечение дополнительных средств (внебюджетные экологические фонды, благотворительные пожертвования, целевые взносы, и др.)
1. Предприятия (шахты, карьеры и т.д.) по добыче полезных ископаемых (нефти, природного газа, торфа, угля и т.д.).
2. Нефтеперерабатывающие заводы.
3. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания органических материалов.
4. Атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков, установки по производству радиоизотопов. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.
5. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.
6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестсодержащих продуктов.
7. Предприятия химической промышленности всех видов.
8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.
9. Крупные склады для хранения 50 тыс. Куб. М. И более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.
10. Микробиологические производства.
11. Производства строительных материалов: цемент, стекло, известь, керамика.
12. Установки для доменного и мартеновского производства и предприятия цветной металлургии.
13. Космодромы, аэропорты, аэродромы.
14. Полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения химического оружия и ракетных топлив.
15. Объекты и (или) полигоны термической, химической и механической переработки, утилизации, захоронения промышленных и бытовых отходов, а также отходов горно-добывающей промышленности. Золоотвалы ТЭЦ, котельных и других производств с объемом золы 100 000 м3/год и более.
16. Автомобильные дороги, автострады, трассы для магистральных железных дорог дальнего сообщения.
17. Метрополитены.
18. Нефте- и газопроводы.
19. Порты, терминалы, судоверфи, внутренние водные пути.
20. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 км2 и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.
21. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод.
22. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. м3 в год и более.
23. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные.
24. Крупные животноводческие комплексы мощностью
свиноводческие - 30 тыс. голов и более
по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;
молочные - 1200 коров и более.
25. Звероводческие комплексы.
26. Птицефабрики на 400 тыс. кур-несушек, 3 млн. бройлеров и более.
27. Объекты хозяйственной и иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.
28. Генеральные планы строительства городов; проекты затрагивающие и видоизменяющие парковое хозяйство, лесопарковые зоны и зоны отдыха городов и населенных пунктов.
29. Гаражные комплексы и автостоянки рассчитанные более чем на 200 автомашин.