Официальный отзыв Правительства РФ
Депутату
Государственной Думы
Б.В.Грызлову
Государственная Дума
Федерального Собрания
Российской Федерации
На № 2.12-17/380 от 14.05.04,
№ ГБ-1.5-21/36 от 21.04.04
ОФИЦИАЛЬНЫЙ
ОТЗЫВ
на проект федерального
закона № 51711-4 "Градостроительный кодекс
Российской Федерации", внесенный
депутатами Государственной Думы Б.В.
Грызловым, Г.В. Боосом и др.
В Правительстве
Российской Федерации рассмотрен
представленный проект федерального закона.
В связи с отсутствием
необходимых расчетов в финансово-экономическом
обосновании дать заключение Правительства
Российской Федерации в соответствии с
частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации не представляется возможным.
Проект
Градостроительного кодекса Российской
Федерации регулирует общественные
отношения в сфере градостроительного
регулирования территориального
планирования, проектирования и
строительства, является законодательным
актом прямого действия. Принятие Кодекса
является необходимым условием для
формирования рынка доступного жилья и
увеличения объемов жилищного
строительства.
Вместе с тем, по отдельным
положениям проекта Градостроительного
кодекса Российской Федерации (далее проект
Кодекса) имеются следующие замечания и
предложения.
Основные понятия,
используемые в проекте Кодекса (глава 1,
статья 1) требуют доработки. Так в статье 1
проекта Кодекса из понятия "градостроительная
деятельность" исключена деятельность в
области реконструкции объектов
недвижимости, что нецелесообразно,
поскольку в результате проведения
реконструкции возможна перепланировка
объекта (объектов) недвижимости вплоть до
изменения его целевого назначения. При этом
далее в тексте проекта Кодекса
реконструкция объектов недвижимости
обозначена, как входящая в состав
строительной деятельности. В то же время
согласно статье 130 Гражданского кодекса
Российской Федерации к объектам
недвижимости (недвижимое имущество,
недвижимость) относятся земельные участки,
участки недр, обособленные водные объекты и
все, что прочно связано с землей, то есть
объекты, перемещение которых без
несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние
насаждения, здания, сооружения.
Из определения понятия
"застройщик" следует либо исключить
слова: "государственной регистрации прав
собственности на этот объект", либо
указать, в чем заключается "обеспечение
действий по государственной регистрации
прав собственности на этот объект".
Некоторые понятия (например,
документация по планировке территорий,
линии градостроительного регулирования и
другие) содержат избыточные описания.
Согласно пункту 5 статьи 26
проекта Кодекса "глава муниципального
образования обеспечивает направление
списка несоответствующих объектов
недвижимости в органы, осуществляющие
государственный кадастровый учет объектов
недвижимости, государственную регистрацию
прав на объекты недвижимости и сделок с ним".
При этом согласно пункту 3
статьи 26 проекта Кодекса орган местного
самоуправления может в данном случае
установить только "запрет на
использование" таких "несоответствующих"
объектов, что не запрещает субъектам права
распоряжаться ими и, соответственно,
ходатайствовать о государственной
регистрации наличия прав, перехода прав на
основании совершенных ими сделок.
Главой 8 проекта Кодекса
регламентируется деятельность
саморегулируемых организаций в области
градостроительства, однако
ответственность за проектирование и
строительство, а также регулирование
деятельности этих организаций в части их
полномочий по отношению к своим членам и в
части ответственности за действия своих
членов не раскрыты. До принятия
соответствующего федерального закона,
регулирующего деятельность
саморегулируемых организаций, принятие
данной главы в рамках Градостроительного
кодекса Российской Федерации является
преждевременным.
Предусмотренный пунктом 5
статьи 45 проекта Кодекса перечень видов
общественного контроля за осуществлением
градостроительной деятельности нуждается
в корректировке, поскольку большая их часть
относится не к видам контроля, а к способам
выражения общественного мнения.
В пункте 3 статьи 37
проекта Кодекса имеется указание на "зарегистрированные
права собственности или аренды на
сформированные земельные участки", что
противоречит норме статьи 609 Гражданского
кодекса Российской Федерации:
государственной регистрации подлежит
договор аренды недвижимого имущества, а не
право аренды на него.
К полномочиям органов
государственной власти Российской
Федерации в области градостроительной
деятельности (статья 7 проекта Кодекса)
целесообразно отнести разработку и
утверждение технических регламентов в
области градостроительства и
строительства, поскольку это соответствует
Федеральному закону "О техническом
регулировании" и вытекает из сути
дальнейшего текста проекта.
Предлагается в проекте
Кодекса ограничиться общими ссылками на
закон "О техническом регулировании" и
на технические регламенты, без введения в
их название объектов регулирования (размещение,
проектирование, строительство).
В Главе 6 "Проектная
документация, осуществление строительной
деятельности" необходимо указать орган
осуществляющий государственную экспертизу
проектной документации на особо опасные,
технически сложные и уникальные объекты,
так как в зависимости от организационно-правового
статуса организации, уполномоченной
выполнять данные функции, зависит порядок
финансирования экспертизы. Также
необходимо уточнить на каком этапе
проводится государственная экспертиза
проектной документации (на этапе
проектирования или после утверждения
проектной документации).
Согласно пункту 3 статьи 37
проекта Кодекса уполномоченный орган
исполнительной власти местного
самоуправления заключает с победителем
конкурса инвестиционный договор, в котором
определяются взаимные обязательства
сторон на подготовительный этап, который
завершается после того, когда в том числе
зарегистрированы права собственности или
аренды на сформированные земельные участки.
Однако в соответствии с пунктом 2 статьи 609
Гражданского кодекса Российской Федерации
государственной регистрации подлежит
договор аренды недвижимого имущества, а не
право аренды на него.
В проекте Кодекса не
отражено финансовое обеспечение вносимых
предложений, не указано за счет средств
каких бюджетов должно осуществляться
финансирование полномочий различных
уровней власти в области градостроительной
деятельности, установленных в статьях 8, 9 (Глава
1). Согласно Федеральному закону "О
внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных (представительных)
и исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации",
градостроительная деятельность не
отнесена к полномочиям органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации по предметам
совместного ведения, следовательно, данные
полномочия должны будут осуществляться
органами государственной власти субъектов
Российской Федерации за счет субвенций из
федерального бюджета. Также не показаны
источники средств на выкуп земель,
находящихся в собственности субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, для федеральных нужд,
источники выплат для компенсации затрат
лицу, обеспечившему финансирование работ
по строительству, модернизации
внеплощадочных сетей, инженерно-техническому
обеспечению. При этом страхование рисков в
проектировании и строительстве не
предусмотрено законодательством и
приведет к увеличению расходов
федерального бюджета.
Глава 7 "Информационное
обеспечение градостроительной
деятельности" предусматривает новые
виды расходов. Перечисленные нормы
потребуют представления нового финансово-экономического
обоснования с указанием источников
финансирования дополнительных расходов
федерального бюджета. Кроме того, в
соответствии с пунктом 3 статьи 83
Бюджетного кодекса Российской Федерации
финансирование новых видов расходов или
увеличение финансирования существующих
видов расходов бюджетов может осуществятся
только с начала очередного финансового
года при условии их включения в закон о
бюджете.
Кроме того, организация
деятельности Правительства Российской
Федерации регламентирована Федеральным
конституционным законом «О Правительстве
Российской Федерации», в связи с чем
необходимо рассмотреть целесообразность
установления в проекте Кодекса детальных
процедур разработки и согласования
Правительством Российской Федерации
правовых актов территориального
планирования и планов их реализации (статьи
11 и 13 проекта Кодекса).
Исходя из этого,
Правительство Российской Федерации
поддерживает проект Градостроительного
кодекса Российской Федерации и считает
необходимым значительно доработать его при
подготовке к рассмотрению Государственной
Думой во втором чтении.
Заместитель Председателя
Правительства Российской
Федерации А.Жуков
Документ размещен
02.06.2004 в 10:03,
время Московское
Автоматизированная
система обеспечения законодательной
деятельности