ДОКЛАД О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ за 2003 г.

... В докладе за 2003 г. Уполномоченный не может уклониться от темы уплотнения застройки в г. Липецке инициированной администрацией города. Это мероприятие оказалась крайне непопулярным среди горожан, граждане провели несколько пикетов перед городской администрацией, обращались в органы государственной и судебной власти, средства массовой информации. Уполномоченный получил самые массовые коллективные жалобы, подписанные в одном случае 400, в другом 1000 жителей уплотняемых микрорайонов (вх. N 135 и 461 соответственно). В марте 2003 г. жители домов 15, 22, 24, 25, 26 по ул. Студенческий городок обратились к Уполномоченному с жалобой на строительство на месте детской площадки жилого дома одной из строительных организаций (вх. N 135). За разъяснениями Уполномоченный обратился в администрацию города. Из ответа полученного из администрации г. Липецка следовало, что необходимость уплотнения жилой застройки в пределах допустимой нормативной плотности вызвана ограничением предполагавшегося территориального развития города в радикально изменившейся экономической ситуации. Уплотнение застройки, говорилось в ответе, проводится на всей территории города со строгим соблюдением градостроительных нормативов как в отношении проектируемых, так и в отношении существующих жилых домов и их обеспечения необходимыми площадками и другими элементами благоустройства. В данном случае указанные площадки разместятся, в общем, с  проектируемым жилым домом, дворе. Вся территория, частично нарушенная на время строительства, будет благоустроена и озеленена. Несмотря на такой ответ, жители ул. Студенческий городок, продолжали активно протестовать против стройки. В результате, администрацией г. Липецка, было принято решение прекратить строительство на данном участке. Жильцы отстояли свой двор. Однако когда доклад готовился к публикации, стало известно, что стройка в этом районе возобновилась. В июне 2003 г. к Уполномоченному обратились жители домов 21, 23, 25, 25/2, 27 по ул. Папина и 1 и За по ул. Механизаторов по вопросу строительства в их дворе нового жилого дома. По предоставленным жильцами документам это уже была не первая попытка уплотнения застройки двора этих домов, в 1999 и 2001 г. строительные организации уже пытались здесь получить разрешение на строительство, но тогда администрация города, учитывая мнение жителей, им отказала. Теперь же позиция администрации изменилась, притом, что действующие лица, занимающиеся вопросами архитектуры и строительства в администрации г. Липецка остались теми же. Если в ответе 1999 г. и.о. главного архитектора города пишет обратившимся гражданам, что "Руководствуясь требованиями Градостроительного кодекса РФ о непременном учете мнения жителей, чьи интересы затрагиваются при градостроительной деятельности администрацией города отказано в разрешении на проектирование и строительство жилого дома" и в ответе 2001 г. говорится о том, что: "В связи с тем, что данный земельный участок имеет другое целевое назначение, а именно, является дворовой территорией, и, учитывая жалобы жителей, администрацией города отказано в разрешении на проектирование и строительство жилого дома", то в ответе 2003 г. уже нет ни слова ни об учете мнения жителей, ни о другом целевом назначении дворовой территории, а лишь одни дежурные штампы об изменившейся экономической ситуации и необходимости уплотнения застройки города. Для двора этих домов была построена игровая площадка, но установить ее не успели из-за, как пишут жильцы, "резво начавшегося строительства дома "партизанским" способом". Если администрация города и строители считают свои действия правомерными, то к чему тогда такие "маневры"? Получается как в известной сказке Л. Филатова: "Действуй строго по закону, то бишь действуй втихаря!" Привлечение к проблеме средств массовой информации, протесты жителей района, ряда общественных организаций, обращения Уполномоченного по правам человека в Липецкой области все-таки смогли переломить ситуацию. 16 июля Уполномоченный получил письмо из администрации г. Липецка, в котором сообщалось: "Учитывая обращения граждан и их негативное отношение к предполагаемому строительству, принято решение временно приостановить оформление разрешительных документов на строительство". В июле 2003 Уполномоченному поступила жалоба жителей 2-го микрорайона, протестующих против строительства во дворах их домов новых зданий (вх. N 461). Жалобу подписали около 1000 человек, жители ул. Гагарина, Титова, Терешковой, Космонавтов. Жители активно протестовали - проводили пикеты перед администрацией города и Липецким городским Советом, привлекали общественные организации города, рассказывали о своей позиции в средствах массовой информации. Администрация г. Липецка, столкнувшись с таким противодействием жителей политике "уплотнения" застройки города, вынуждена была объявить, хотя и с рядом оговорок, о пересмотре своих планов. Кроме того, в "Липецкой газете" 29.07.2003 был опубликован и вынесен на обсуждение проект застройки 2-го микрорайона. Однако до этого стройка в районе велась ударными темпами около месяца и должностные лица, сообщив, что исполнили ст. 18 Градостроительного кодекса, явно лукавили. Ведь кодекс требует, чтобы информация о планируемой застройке была доведена до граждан и обсуждалась ими до строительства, а не в его процессе, когда, поставив людей перед фактом, администрация города убеждает их, что деньги потрачены, былого не вернуть, восстановление дворов потребует новых денег из бюджета и т.д. Что касается строительства новых домов во 2-м микрорайоне, то, как сообщили Уполномоченному из администрации г. Липецка, новые отводы земельных участков во 2-м микрорайоне прекращены, но строительство 4-5 первых домов будет закончено (в начале планировалось построить в микрорайоне 13 домов). Уполномоченный считает, что моральное и экономическое обоснование такой политики органов власти г. Липецка могло бы быть оправданным, если бы уплотнение городской застройки в соответствии с полным и четким соблюдением градостроительного законодательства проводилось при строительстве муниципального жилья для очередников или по ипотеке с целью максимального снижения его себестоимости. Сегодня же в городе ведется строительство, в основном, так называемого коммерческого и весьма дорогого жилья, недоступного большинству граждан, притом строительство домов на готовых коммуникациях обходится строительным организациям значительно дешевле, позволяя получать высокие доходы, в то же время строительство жилья по бюджетным программам осуществляется на окраинах города, практически "в поле", где нужно строить дороги, водопроводные и тепловые коммуникации и прочую инфраструктуру. Не нужно забывать экологический и моральный аспекты этой проблемы - в городе крайне мало дворовых спортивных сооружений, детских площадок, скверов. Озеленение города отстает от растущего загрязнения воздуха выхлопными газами автотранспорта, особенно в центре. Жильцам "уплотняемых" районов трудно представить, что из окон их домов, в которых прожит не один десяток пет, будет видна не детская площадка или старый клен, а кирпичные стены высотного дома. Многие горожане готовы согласиться с уплотнением ради строительства социальных объектов: школы, детского сада, поликлиники и т.п., но они не могут примириться с тем, что на месте дворовых территорий, игровых и спортивных площадок, скверов и просто зеленых зон строятся "элитные" многоэтажки, квартиры в которых подолгу не распродаются в связи с их высокой стоимостью. Подобная градостроительная политика негативно отражается на авторитете исполнительной власти, ведет к немотивированному противостоянию власти и общества и, в конечном итоге, порождает нежелательные социальные конфликты...

Hosted by uCoz